УЧИТЬСЯ У НИХ ИНТЕРЕСНО
ГОД УЧИТЕЛЯ
Автор: Тамара Калинина.
Районно-городской конкурс «Педагог года» (раньше был «Учитель года»), как правило, завершается праздничным, в какой-то степени развлекательным этапом.
Так
было и на этот раз: шестнадцать претендентов на звание лучшего педагога
не поскупились на юмор и даже самоиронию в подготовленных «визитках»,
лихо отплясали в коллективных танцах, прошлись по сцене колесом, даже
на шпагат сели, куплеты спели. Но финальный этап потребовал
продемонстрировать профессионализм в мастер-классах.
Они-то и стали той самой лакмусовой бумажкой, которая позволила
наглядно представить каждого конкурсанта в обычной обстановке - на
уроке или на классном часе. Эта серьезная составляющая, внесенная в
сценарий, безусловно, повысила общий статус конкурса.
Были на нем и
другие новшества. Например, в жюри работали московские гости: начальник
отдела воспитания Федерального института развития образования Дмитрий
Григорьев и корреспондент журнала «Народное образование» Николай
Махнев. Свой мастер-класс по математике провела Наталья Никифорова,
завоевавшая Гран-при и Хрустального Пеликана на прошлогоднем конкурсе
«Учитель России». Непредсказуемость ленты Мебиуса, взятая за основу
темы урока, заставила зал, затаив дыхание, слушать Наталью Сергеевну и
следить за действиями экспертов-исследователей. Не удивил поэтому ее
ответ на вопрос, какую бы профессию она выбрала, если бы не стала
учителем. «Я бы стала актрисой», - ответила Наталья Сергеевна, и
никаких комментариев не последовало. А ведь и правда, в каждом учителе
должен присутствовать артист! Артистизм - одна из черт учителя-чародея,
учителя-всеведа.
Через все тернии конкурсного пути к звездам, то
есть к Гран-при, прорвалась Елена Юлаевна Абдуллина, преподаватель
информатики пятой школы. В среде учителей к ее фамилии уже давно
прибавляют прилагательное «знаменитая», потому что ее лучшие ученики
демонстрируют выдающиеся достижения в компьютерных навыках. 14-летний
стаж работы позволяет предположить, что у «компьютерщицы» Абдуллиной
все еще впереди. Конечно, выявление талантливых учеников - благородная
задача, но большинство детей имеют средние, нормальные способности. Как
работать с ними?
- Главное условие - доброжелательность. Я называю
ее основной учительской чертой. Учитель вообще должен быть очень
разносторонней, заметной, интересной личностью. Он может пробудить
устойчивый интерес к науке, а может превратить предмет в нечто
занудное, тоскливое, принудительное. И все-таки главное - желать
школьнику добра - всегда и во всем, в этом профессионализм педагога.
Доброжелательность надо в себе воспитывать, постоянно поддерживать,
проверять себя на этот нравственный тест. Тогда и конфликты
исключаются, и ребенку становится неудобно учиться плохо, он
подтягивается. Отношения учитель-ученик должны быть на уровне
межличностных. На первое место по срочности разрешения проблем
российской школы я ставлю ограничение негативной, циничной,
безнравственной информации, чтобы школьники не потеряли нормальные,
здоровые жизненные ориентиры. Если это ограничение называется цензурой,
то я - за цензуру в интересах детей. А еще за введение в школах
отдельной специальности классного руководителя-воспитателя. Быть
хорошим предметником и хорошим классоводом - задача почти невыполнимая.
Объять необъятное невозможно! Убеждена: классный руководитель - это
отдельная специальность, которой надо учиться в педвузах на специальных
факультетах. Вот чего я жду от Года учителя.
КСТАТИ
Призерами конкурса «Педагог года-2010» стали Алия Расулевна Етимбаева (русский язык и литература, Уральская СОШ), Альфия Вазировна Ахунова (музыка, Ахуновская СОШ), Фаузия Батуовна Мусина (химия и биология, Мансуровская СОШ) и Ринат Радикович Басыров (биология, Кураминская ООШ).http://serpimolot.pressarb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1900:2010-02-08-05-51-28&catid=3:2008-11-12-09-41-06